четверг, 5 января 2017 г.

О разрушении Карфагена в документообороте

Съеден оливье с мандаринами. Выпито шампанское. Прослушана новогодняя речь президента. Подарены/получены в подарок носки. Разошлись гости. И утомлённый человек спрашивает себя: что я могу изменить в жизни?

Его взгляд падает на поздравительную листовку с работы. В ней что-то не так. Её хочется выбросить, не читая. Наш герой копается в памяти и не может вспомнить ни одного официального текста, чтение которого не приносило бы страдания. Люди рождаются, страдают от чтения и умирают.

И на этой мысли у героя наступает озарение. Катарсис. Глубокое проникновение в суть вещей. Шрифт! Неизбывный Таймс Нью Роман — вот что делает любой документ похожим на испачканную бумагу уже четверть века. Но наступил новый год, который должен стать лучше, чем предыдущие. Пусть с оливье, носками и президентом ничего нельзя сделать. Но каждый может стать немного волшебником, проявив в новом году заботу о шрифтах.

Использование злополучной гарнитуры наблюдается в организациях на всех уровнях, от столовой до ресторанной сети, от районной управы до министерства. В случаях, когда требуется привлечь читателя — в книге, в интернете, в рекламе — переход на более приятные шрифты уже осуществился естественным путём. С официальными документами дело обстоит иначе: их прочтут и так, по долгу службы. Инициатива по их улучшению должна идти вверх в форме служебной записки, и затем спускаться вниз в форме приказа.


СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемый [Имя и отчество руководителя],

[Наша организация] переживает много сложных ситуаций, но всегда находит выход. Ниже пойдёт речь об одной беде, которую мы сами себе создали и которую можно блестяще устранить, приложив минимальные усилия.

Мы пишем различные отчёты, официальные письма, приказы, служебные записки. Большая часть текстов набирается в MS Word с использованием гарнитуры Times New Roman. Последнее обстоятельство порождает три проблемы. Перечислим их в порядке убывания важности.


Проблема Times New Roman № 1: эстетическая непривлекательность

Наши тексты выглядят посредственно — не из-за содержания, а из-за оформления. Русскоязычный текст, набранный в Times New Roman, невозможно оформить хорошо.

Классическая английская гарнитура Times New Roman, созданная Стэнли Морисоном в 1932 г. для газеты The Times, не вызывает претензий. Но в кириллице для Times New Roman, созданной в период между 1956 и 1967 гг. неизвестным автором в фирме Monotype, нарушены естественные формы и пропорции букв. Шрифт в прямом начертании непривлекательно выглядит и труден для чтения. Жирное и курсивное начертания выглядят ещё хуже и ещё менее читабельны.

В Приложении 1 содержится развёрнутая критика кириллической адаптации Times New Roman.


Проблема Times New Roman № 2: ограничения к распространению в Linux

Компания Microsoft с 1990-х годов распространяет вместе с MS Windows гарнитуру Times New Roman, лицензированную у Monotype. Отдельно от MS Windows эта гарнитура не поставляется. Аналогичным образом поступила компания Apple с операционной системой OS X. Пользовательские лицензии Windows и OS X не допускают использования гарнитуры на других операционных системах.

Пользователи Linux вынуждены или устанавливать себе Times New Roman самостоятельно, фактически нарушая пользовательское соглашение, или пользоваться альтернативными шрифтами. У пользователей Windows и OS X эти альтернативные шрифты, как правило, не установлены, что создаёт путаницу в совместной работе.


Проблема Times New Roman № 3: потенциальные политические запреты

Права на распространение Times New Roman находятся у компаний, зарегистрированных в США, и к этим компаниям применимы стандартные ограничения экспорта из США в РФ. Известен прецедент: АО «НПО РусБИТех», разработчик Astra Linux, не смог включить Times New Roman в свой продукт по причине своего сотрудничества с МО РФ (см. статью в газете «Коммерсантъ» от 12 декабря 2016 г: «Санкции прописали популярными шрифтами», http://www.kommersant.ru/doc/3168772). Не исключено, что мы или наши заказчики в будущем пострадают от аналогичных ограничений.


Решение

Решение называется PT Serif. Это гарнитура, созданная в 2010 году Александрой Корольковой из фирмы «Паратайп» по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Цель заказа: создание первой гарнитуры, содержащей символы всех национальных алфавитов России в год 300-летия реформы русского алфавита. PT Serif можно скачать по адресу http://paratype.ru/public и инсталлировать в систему стандартными средствами.

Преимущества PT Serif:
  • Высокое качество дизайна. Текст приятно выглядит и хорошо читается.
  • Наличие курсивного и жирного начертаний, а также отдельного семейства PT Serif Caption для набора мелким кеглем.
  • Универсальность применения: шрифты подходят для технических текстов, официальных документов, иллюстраций.
  • Универсальность носителя: шрифты одинаково хорошо смотрятся на бумаге, в PDF, в веб-браузере, в MS Word и других редакторах на всех операционных системах.
  • Бесплатность и свобода распространения: гарнитура опубликована под свободной лицензией, допускающей использование и распространение без ограничений.
Недостатков в PT Serif не обнаружено, за исключением лёгкой непривычки к формам засечек, которая быстро проходит.

В Приложении 2 даны ответы на вопросы. Приложение 3 содержит проект приказа по переходу [нашей организации] на гарнитуру PT Serif.


С уважением,

[подпись]


Приложение 1. Профессиональная критика кириллицы в Times New Roman


Существует несколько кириллических адаптаций Times New Roman. В MS Word используется адаптация, разработанная фирмой Monotype. Приведём фрагмент из статьи Владимира Ефимова «Новые Римские Времена». Здесь цитируется авторская версия, доступная по адресу http://www.paratype.ru/e-zine/defis_07/times/ind_time.html.

Сокращённая версия была опубликована в журнале «Publish», № 4 за 1999 г. и доступна по адресу http://www.publish.ru/articles/199904_4042060.

«Кириллическая версия гарнитуры Times фирмы Monotype спроектирована достаточно профессионально, но выглядит для нас чужой и даже во многом раздражает. [...]

Прямое начертание шрифта Times фирмы Monotype имеет характерную форму букв Ж, К, ж, к с каплями на концах верхних изогнутых ветвей и прямые диагональные нижние ветви. Свисающие элементы у Д, Ц, Щ, д, ц, щ как будто пририсованы к нижним засечкам, вместо того, чтобы присоединяться к продолжению нижнего горизонтального штриха. Из-за такой конструкции свисающие элементы кажутся бессильно провисшими. [...] Буквы Г, г, м, ю слишком широки, а З, Ш, Щ, в, к слишком узки. Форма Ч, ч не слишком удачна. Верхняя часть Ж выглядит слишком широкой, развесистой и не согласуется с нижней. У прописной Ф малы овальные части. Прописная Я с прямой диагональной ногой имеет слишком сильную динамику влево и выглядит как зеркальное отражение латинской R, что противоречит направлению чтения. Акценты в буквах Й, й черноваты, хотя имеют близкую к традиционной форму с двумя каплями на концах. В целом начертание выглядит не очень сбалансированным по цвету и сильно колеблющимся по пропорциям, несмотря на во многом удачное решение трудных кириллических букв б, д, ф, э.

Курсивное начертание гораздо менее удачно как по цвету, так и по пропорциям по сравнению с прямым, хотя некоторые буквы довольно приличны, например, б, а также ж с зигзагообразной серединой. К сожалению, многие другие буквы имеют неудачную форму. Буквы г, к слишком широки. Прямая диагональная нога у к придает знаку жесткость и противоречит курсивному характеру строчных, так же как и верхний диагональный штрих с двусторонней горизонтальной засечкой, заимствованной из латинского k. Верхняя часть буквы ч слишком напоминает аналогичный знак прямого начертания, что противоречит остальным курсивным формам. Верхний выносной элемент у д кажется слишком жестким и колючим. Буква в очень узкая. Верхняя и нижняя части з несбалансированы, как и изогнутые с каплями верхний и нижний выносные элементы у ф, заимствованные у латинского f. Буква л очень острая сверху. Совершенно неудачна форма свисающих элементов у букв ц, щ. Буква я имеет архаичную форму нижней левой диагонали с каплей на конце. Прописные курсивные знаки повторяют ошибки прямого начертания, кроме того, неудачно решена форма Д, Ж, К, которая плохо согласуется с аналогичными знаками в прямом, а в букве Э слишком короткий средний горизонтальный штрих.

Жирные начертания повторяют ошибки светлых, прибавляя к ним дополнительные. Например, прямые Г, Д, Л, г, д, л, т светлы по цвету и в наборе образуют дыры. Буквы ж, ф наоборот, слишком черны. Неудачно решение свисающих элементов у ц, щ, форма я. Жирный курсив тоже весьма неровен по цвету.»

Приложение 2. Вопросы и ответы

Вопрос: почему после 25 лет использования Times New Roman что-то внезапно нужно менять?
Ответ: Альтернатива в виде PT Serif существует лишь 6 лет. В целом, использование Times New Roman — результат исторических причин и привычки. Вечно мириться с дурной привычкой невозможно. Наступает момент, когда лучше бросить раз и навсегда (как с курением). Сейчас подходящий момент для бросания Times New Roman.

Вопрос: какое дело рядовым сотрудникам до шрифтов в канцелярии и договорном отделе? Пусть набирают свои тексты как хотят и не мешают другим.
Ответ: Почти всем сотрудникам [нашей организации] приходится не только писать, но и читать и редактировать тексты, написанные их коллегами. Чаще всего эти тексты создаются в Times New Roman; таким образом, выдвигается, явно или неявно, требование работать с текстом в этой гарнитуре.

Вопрос: С каких пор Times New Roman стал плохим шрифтом? Им даже книги набирают.
Ответ: Английский Times New Roman никогда не был плохим, кириллический Times New Roman был плох с момента своего создания в 1950-х или 1960-х. Вероятно, его создавал человек, не имеющий большого опыта в создании кириллических гарнитур. В начале 1990-х годов, с приходом компьютерной версии Times New Roman в Россию вместе с Windows, в нашей стране не было спроса на хороший дизайн, при этом спрос на компьютеры был огромен. По инерции и Windows, и Times New Roman прижились.

Что касается русскоязычных книг с Times New Roman: эта гарнитура действительно представлена (к счастью, в подавляющем меньшинстве) в книгах, оригинал-макет которых готовился автором и в книгах, издаваемых издательствами, в которых дизайнером и верстальщиком подрабатывает племянница главного редактора.

Вопрос: Times New Roman требуется по ГОСТу, как мы можем использовать что-то ещё?
Ответ: Требования к гарнитуре предъявлены лишь в одном ГОСТ: ГОСТ Р 1.5-2012. Это ГОСТ на национальные стандарты, требующий Arial или (в случае, если стандарт основан на международном) Times New Roman. Ещё существует ГОСТ на чертёжные шрифты, но к документам они отношения не имеют. ГОСТы на всю прочую документацию ничего о гарнитуре не говорят. Заказчик имеет право выдвигать любые требования, в том числе и к гарнитуре, но это не ГОСТ, а каприз заказчика, который должен рассматриваться в частном порядке.

Вопрос: Ну вот мы пошлём заказчику документ, набранный в PT Serif, а у него нет этого шрифта, что произойдёт?
Ответ: Ничего страшного. В худшем случае шрифт при отображении вордовского файла у адресата автоматически заменится на другой (например, тот же Times New Roman). При этом название исходного шрифта будет видно в панели инструментов, что может подвигнуть пользователя на установку новой гарнитуры в свою систему. При посылке PDF, в отличие от документа Word, шрифт не потеряется. Даже в Word, если вы перед сохранением документа включите опцию внедрения шрифтов в файл (Файл -> Параметры -> Сохранение -> Внедрить шрифты в файл), то документ у адресата будет выглядеть так же, как у вас, и редактироваться будет тоже без проблем.

Вопрос: почему выбор пал на PT Serif среди тысяч других гарнитур?
Ответ: выбор был значительно сужен следующими требованиями: (i) универсальность, (ii) отсутствие ограничений на использование, (iii) наличие кириллицы, (iv) хорошее качество латинских и кириллических литер в прямом, курсивном и жирном начертаниях, (v) хорошее качество кернинга, (vi) адаптированность не только к бумаге, но и к экрану и к печати в PDF в общеупотребимом программном обеспечении.

PT Serif — единственная гарнитура, удовлетворяющая данным требованиям.

Вопрос: А почему размеры букв в PT Serif не совпадают с Times New Roman? У нас теперь поплывёт всё форматирование в документах?
Ответ: PT Serif не разрабатывался как метрическая замена Times New Roman. Была поставлена цель разработать качественную гарнитуру, и эта цель была достигнута. Действительно, в некоторых ситуациях ширины колонок, отведённых под текст в Times New Roman, не хватит на аналогичный текст в PT Serif. Большой беды в этом нет, можно увеличить колонки или уменьшить кегль шрифта.

Существует гарнитура PT Astra Serif, разработанная той же фирмой «Паратайп», метрически совместимая с Times New Roman. Она лишена недостатков Times New Roman, кроме ошибочных пропорций букв, которые невозможно было исправить, находясь в рамках требований метрической совместимости. В документах (скорее, на титульных страницах), где метрическая совместимость критична, можно использовать PT Astra Serif, в остальных — PT Serif.

Вопрос: А английские литеры есть в PT Serif? Греческие? Расширенная латиница?
Ответ: Стандартная латиница в PT Serif есть. Для набора документов с расширенной латиницей и греческими буквами можно рекомендовать гарнитуру PT Serif Expert, совместимую с PT Serif и бесплатную. В отличие от PT Serif, эта гарнитура имеет ограничения по распространению, которые, впрочем, не относятся к текстам, набранным с её использованием.

Вопрос: А как быть со шрифтами без засечек, например с Arial, который часто используется для объявлений и презентаций?
Ответ: Arial — очень неудачная гарнитура, даже в латинском варианте, не говоря уже о кириллической адаптации. Не вдаваясь в недостатки этой гарнитуры, можно смело рекомендовать гарнитуру PT Sans для использования вместо Arial. Эта гарнитура разработана фирмой «Паратайп», как и PT Serif, и обладает всеми достоинствами, упомянутыми выше в отношении PT Serif.

Вопрос: Всё так просто? Сменим шрифт и от наших документов будет не оторвать взгляд?
Ответ: Кроме шрифта, есть масса других вещей, которые можно улучшить. Существует достаточное количество учебников по типографике, в которых эти вещи описаны. Самая очевидная — пробелы. Во многих документах пробелы несоразмерно широки по причине выравнивания по ширине с отсутствием переносов. Рекомендуется либо задать выравнивание по левому краю (как на сайтах) либо включить расстановку переносов (как в книгах). Средства MS Word позволяют легко сделать и то, и другое.


Приложение 3. Проект приказа


П Р И К А З

О внедрении гарнитуры PT Serif вместо Times New Roman


Внедрить гарнитуру PT Serif вместо ранее используемой Times New Roman для оформления текстов в [название организации], включая:
  • приказы;
  • официальные письма;
  • объявления;
  • отчёты;
  • уставные и нормативные документы;
  • раздаточные материалы для участников заседаний;
  • трудовые договоры;
  • договоры, дополнительные соглашения, отчётную документацию (в случаях, когда это не противоречит требованиям заказчика).
[подпись руководителя]

Комментариев нет: